Вернуться к обычному виду


Исмаил Байханов: Избирательная комиссия в процессе выборов – не более, что и арбитр в спортивном матче 26.06.2013

Исмаил Байханов: Избирательная комиссия в процессе выборов – не более, что и арбитр в спортивном матче

В Единый день голосования 8 сентября 2013 года в Чеченской Республике пройдут выборы депутатов законодательного собрания - Парламента Чеченской Республики третьего созыва. Они станут первыми выборами в условиях отмены режима КТО и практически полного восстановления республики после военных действий.  Но это – далеко не единственная особенность предстоящих выборов: избирательный процесс  России, в отличие от большинства «продвинутых демократий», - не догма, он не стоит на месте и со дня парламентских выборов 2008 года претерпел существенные, порой радикальные, изменения. Неудивительно, что рядовому избирателю они мало о чем говорят: избирательное право, в какой стране мы не взяли бы, -  наука довольно мудреная и предмет нескончаемых споров.

По этой причине, в преддверии выборов депутатов Парламента ЧР, мы решили помочь нашим избирателям разобраться в тонкостях этой науки и адресовали интересующие нас вопросы Председателю Избирательной комиссии ЧР, кандидату политологических наук И. Б. Байханову.   

- Исмаил Баутдинович, последние выборы депутатов  Парламента Чеченской Республики проходили в 2008 году. Пять лет срок немалый, особенно если соизмерить его с ритмом жизни нашей республики. Скажите, какие изменения произошли в избирательном процессе за это время, которые,  так или иначе, отразятся на процедуре предстоящих  выборов?

- Действительно, пять лет – срок немалый, а то, что было сделано за эти годы в послевоенной республике, едва ли уместишь и в десятилетие. Что касается изменений, произошедших в избирательном процессе, их довольно много. Чтобы не запутать человека, не занимающегося выборами на профессиональной основе, я бы классифицировал их по трем категориям в зависимости от того, какую область избирательного процесса они затрагивают.

В первую категорию отнесем изменения, касающиеся сроков и процедуры организации выборов. В их числе установление одного Единого дня голосования в году - им определено второе воскресенье сентября. Прежде, как вы помните, их было два – второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. У кого-то может возникнуть естественный вопрос: было два, а стал один – ну и что с того? Дело в том, что законы не берутся с потолка, каждый закон имеет свой смысл и преследует определенную цель. В данном случае, я думаю, законодатель исходил из соображений экономии бюджетных средств, выделяемых на выборы: очевиден факт, что одновременная организация нескольких избирательных кампаний и голосование в один день обходится дешевле, чем проведение этих кампаний в разные сроки и голосование два раза в году.

В эту же категорию можно отнести образование избирательных участков в таких местах временного пребывания избирателей, как вокзалы и аэропорты, и сокращение сроков их образования с 45 до 30 дней до дня голосования. Смысл этих нововведений - создание максимальных удобств для избирателей,  создание условий для более полной реализации нашими гражданами своих избирательных прав, а также сокращение затрат на организацию выборов. Изменены также сроки составления списков избирателей территориальной избирательной комиссией и представления их избирателям для ознакомления. Составление списков избирателей прежде производилось не позднее чем за 21 день до дня голосования, согласно же последним изменениям – 11 дней. Результатом этих изменений, я полагаю, явятся более актуальные, т.е. более точные и полные, списки избирателей.  В связи этими изменениями представляется обоснованным и сокращение сроков оповещения избирателей с 20-и до 10-и дней до дня голосования.

Также следует отметить, что открепительные удостоверения, не раз становившиеся поводом для обвинений  в адрес избирательных комиссий, согласно последним изменениям в законодательстве признаются документами строгой отчетности и будут иметь единую нумерацию на всей территории Чеченской Республики. Ранее форма открепительного удостоверения утверждалась избирательной комиссией, организующей выборы. Теперь же его форма определена Приложением №2  к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».  

Следующая категория изменений - это изменения, произошедшие в самой избирательной системе. Самое существенное из них, на мой взгляд, – установление новых сроков полномочий участковых избирательных комиссий (УИК – ред.): если ранее УИК формировались на сравнительно небольшой период избирательной кампании, то теперь срок полномочий УИК составляет 5 лет. Без всякого сомнения, нововведение будет способствовать повышению профессионального уровня членов УИК – одного из наиболее важных звеньев избирательной системы в процессе организации выборов. В эту же категорию следует отнести и изменение сроков образования избирательных участков и определения избирательных округов. Ранее избирательные участки и избирательные округа образовывались на период избирательной кампании. Согласно новому законодательству избирательные участки образуются также сроком на пять лет с постоянным адресом, а избирательные округа определяются на десятилетний срок. В качестве результата этих нововведений, я думаю, следует ожидать снижение расходов по организации избирательного процесса. Более того, постоянное месторасположение избирательного участка удобно и избирателю: найдя его и проголосовав однажды,  больше вероятности, что он вернется сюда и в день голосования на следующих выборах.

В последнюю, третью категорию нововведений законодательства о выборах я бы отнес изменения, касающиеся различных участников избирательного процесса, точнее – кандидатов и избирательных объединений.  Так, в ходе  выборов депутатов Парламента Чеченской Республики 2008 года действовал 7-процентный барьер, т.е. избирательное объединение, набравшее менее 7-и процентов голосов избирателей, не допускалось к распределению мандатов в законодательном собрании. Теперь же избирательное объединение, получившее менее 7-и, но не менее 5-и процентов голосов на предстоящих выборах автоматически занимает одно депутатское кресло в законодательном собрании республики.  Я думаю, что нововведение будет способствовать развитию политической системы страны, давая стимул для роста сравнительно новым и небольшим избирательным объединениям. Также в целях упрощения процедуры выдвижения и регистрации списка кандидатов согласно новой поправке избирательному объединению достаточно представить нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации. До принятия этой поправки избирательному объединению было необходимо предоставить оригинал документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.       

- Исмаил Баутдинович, Вы рассказали о различиях между прошлой и предстоящей избирательной кампанией по выборам депутатов Парламента республики с точки зрения избирательного законодательства. Хотелось бы знать, в чем, по-Вашему, заключаются различия между этими кампаниями с точки зрении общественно-политической ситуации в республике?

- В первую очередь, то, что предстоящие выборы проходят в полностью восстановленной республике, в которой в полной мере действуют органы государственной и муниципальной власти, различные общественные организации и институты гражданского общества. Сегодняшняя республика – субъект Российской Федерации, открытый для всех в экономическом, политическом и культурном смысле.

Во-вторых, изменилась политическая система: если 5 лет назад в регионе функционировало шесть региональных отделений всероссийских политических партий, то сегодня в республике зарегистрировано 24 региональных отделения политических партий, при этом 21 из них имеет право выдвинуть списки кандидатов на предстоящих выборах.

- Скажется ли наличие большого количества политических партий на работе избирательных комиссий Чеченской Республики, если да – то каким образом?                             

- Скажется. В первую очередь, на объеме работы, которую необходимо будет выполнить членам и сотрудникам аппаратов избирательных комиссий. Дело в том, что каждое избирательное объединение, каждая политическая партия, даже та, которая по закону не имеет права участвовать выборах, довольно часто обращается по тем или иным вопросам в избирательные комиссии различного уровня. Отказывать им не в наших правилах, кроме того, это  было бы невежливо с точки зрения этикета, несмотря на то, такие обращения занимают порой время и труд целого отдела.   

- Исмаил Баутдинович, повлияет ли появление в регионе новых политических партий на остроту предвыборной борьбы за депутатские мандаты и каков, по вашему мнению, будет состав республиканского Парламента?

-Несомненно, предвыборная борьба будет острее, хотя пока у нас нет никаких данных, но стоит предположить, что новые избирательные объединения захотят попробовать себя в предстоящих региональных выборах, так сказать,  получить свое первое боевое крещение. В  то же время я не берусь судить о том, каков будет новый состав Парламента Чеченской Республики третьего созыва. Более того, если бы у меня и были какие-либо предположения, мои высказывания по этому поводу были бы не только некорректными, но и противозаконными. Постараюсь провести параллель – как бы вы отнеслись к тому, что судья перед матчем заявляет публично, что одна из команд сильнее другой? Я думаю, Вы согласитесь с мнением, что его заявление может повлиять на исход матча. Подобные высказывания – не прерогатива судьи, его задача – следить за соблюдением правил игры, удалять нарушителей  и фиксировать голы. Так вот, в контексте Вашего вопроса избирательная комиссия в процессе выборов – не более, что и арбитр в спортивном матче.

- А равны ли  в правах вновь созданные политические партии и политические партии, скажем, со стажем?       

Абсолютно равны. Мне могут возразить и привести в качестве довода использование административного ресурса «партиями власти». Могу согласиться с таким доводом только отчасти: все партии, пришедшие к власти, независимо от страны и формы демократии предпринимают такие попытки. Кое-где в рамках закона, а кое-где и с нарушениями. Так вот задача избирательных комиссий выявлять эти нарушения. В то же время примите во внимание, что «партия власти» всегда находится «под огнем» оппозиционных партий, ее обвиняют во всех бедах вплоть до всемирного потопа. Таким образом, своим, и не менее действенным, ресурсом располагают и избирательные объедения, стремящиеся к власти. В итоге, можно сказать, одно компенсируется другим.

-Исмаил Баутдинович, как складываются отношения организаторов выборов с политическими партиями? Вы чувствуете давление с их стороны?

-Чувствуем, но не давление, а наплыв и напор, в особенности в период избирательной кампании, что вполне естественно. В целом же члены избирательных комиссий республики и представители политических партий проводят регулярные встречи в форме семинаров и совещаний по различным вопросам избирательного процесса, чаще всего, по вопросам изменений избирательного законодательства и финансовой отчетности избирательных объединений. Семинары и совещания с представителями партий проводятся ежегодно в рамках мероприятий по повышению правовой культуры участников избирательного процесса.  

- Возвращаясь к вопросу о новых и уже состоявшихся политических партиях, с кем из них Вы контактируете чаще?

- Иными словами, есть ли у нас «преференции»? Надеюсь, я Вас не очень расстрою, если скажу, что представители сравнительно молодых избирательных объединений у нас бывают чаще, и я и мои коллеги уделяем им больше внимания. И это вполне понятно, многие из них «новички» в избирательном процессе, и, соответственно, у них больше к нам вопросов, чем у «бывалых». Никаких преференций в пользу того или иного избирательного объединения мы не делаем – независимо будь то вопросы учебно-методической помощи или вопросы, связанные с избирательными процедурами.

- Согласно Конституции выборы в Чеченской Республике проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов Парламента Чеченской Республике, как мы знаем, будут проходить по пропорциональной избирательной системе, т.е. голосование будет идти по партийным спискам. Здесь возникает вопрос: о каком  «всеобщем равном» избирательном праве идет речь? Как быть гражданину, не являющемуся членом  избирательного объединения, если он решится баллотироваться в депутаты законодательного собрания?

Никакого нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации я здесь не нахожу. В той ситуации, которую Вы описали, человеку необходимо обратиться в то или иное избирательное объединение с просьбой включить его в список кандидатов для выдвижения на выборах.  Он имеет шанс быть избранным депутатом в списке кандидатов с одной лишь оговоркой, что он не является членом другого избирательного объединения.

- Исмаил Баутдинович, а какую роль играют органы государственной и муниципальной власти в процессе подготовки и проведения выборов?  

- Выполнение ряда процедур при подготовке и проведении выборов, учет и регистрация избирателей, образование избирательных участков и другие закон возлагает на исполнительные органы муниципальной власти. Ряд вопросов отнесен к компетенции государственных органов власти, в большей части, касающиеся формирования правовой базы и назначения выборов. При этом также оговорены моменты, где органы власти взаимодействуют с избирательными комиссиями.  Но опыт прошедших кампаний показывает, что исполнительные органы власти республики играют еще более значимую,  чем оговорено законом,  роль, при этом не нарушая его - не вмешиваясь в работу избирательных комиссий и не пытаясь влиять на результаты выборов. Я поясню, о чем здесь идет речь: в тех пунктах, где закон ограничивается фразой «содействие избирательным комиссиям», власти,  и в первую очередь, республиканские, идут дальше, оказывая всевозможную помощь организаторам выборов. Я считаю, что нам повезло больше чем нашим коллегам во многих других регионах России.  В этом я вижу огромную заслугу Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, его энергия и способность широкого видения стоящих перед республикой задач позволяет ему приложить внимание и усилие именно в ту точку, куда этого требует время и необходимость.       

- И, в заключение, что Вы хотели бы пожелать участникам избирательного процесса в преддверии выборов?

- Термином  «участниками избирательного процесса» принято объединять довольно многочисленные и в тоже время  различные группы людей – организаторы выборов, избирательные объединения, кандидаты, наблюдатели, СМИ и т.д. Иными словами, все мы, граждане России, - участники избирательного процесса, ну разве что за исключением тех, кому не исполнилось еще 18-и.

Но у каждого из нас, избирателей,  свои электоральные предпочтения, обусловленные нашим субъективным восприятием настоящего и  видением будущего. Совершенно естественно, что исход предстоящих выборов обрадует одних и огорчит других, или, наоборот…

Поэтому я бы пожелал, чтобы каждый из нас помнил о том, что объединяет нас, - о великой стране с великим будущим.     

Возврат к списку