Вернуться к обычному виду


Новый закон – новые права 23.08.2011

Новый закон – новые права

Новый закон – новые права (Интервью Председателя Избирательной комиссии Чеченской Республики корреспонденту газеты «Молодежная Смена»)
 

28 июня 2011 года вступил в силу новый Федеральный закон № 143-ФЗ, направленный на совершенствование механизмов обеспечения избирательных прав граждан.   

Напомним, по данным Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, примерно 10% избирателей в России имеют инвалидность, что составляет более 10 млн. граждан, обладающих активным избирательным правом. И по этой причине, скорее всего, значительное место в принятом законодательном акте отводится вопросам реализации избирательных прав инвалидов.

Каким образом предполагается решать эти вопросы и как  строится в целом работа с  этой категорией избирателей в Чеченской Республике,  мы решили узнать в беседе с Председателем Избирательной комиссии ЧР И.Б. Байхановым.

- Исмаил Баутдинович, какие условия, или преимущества, предоставляет новый закон лицам  с ограниченными физическими возможностями в плане реализации своих избирательных прав?

- Прежде всего, хочу уточнить, что изменения и дополнения, принятые в федеральном законе № 143-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан», касаются реализации активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся слепыми. Статьи закона затрагивают  такие вопросы, как учёт избирателей с ограниченными физическими возможностями, их информирование, изготовление трафаретов для заполнения избирательных бюллетеней и т.д.

На мой взгляд, существенным изменением в избирательном законодательстве является то, что избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. С одной только лишь оговоркой, замечу: помощник не должен являться членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.

Закон также предписывает комиссиям, организующим выборы, принимать необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Для этого на информационном стенде размещаются материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Другое изменение касается реализации пассивного избирательного права:  в случае выдвижения в качестве кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, если инвалид не может сам заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть удостоверены нотариально. С той же оговоркой - в качестве представителя инвалида не могут выступать члены избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или наблюдатель.

Более того, учет избирателей-инвалидов, согласно новому закону, является обязательным. Сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности должны представляться каждые полгода Пенсионным фондом Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации; по муниципальным образованиям - в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации").

До сегодняшнего дня как такового, официального учета избирателей-инвалидов мы не вели, хотя располагали и регулярно обновляли сведения об избирателях этой категории.

Делалось это с целью создания условий, необходимых инвалидам для своего гражданского волеизъявления в день голосования.  Информацию о численности инвалидов, о состоянии здоровья, условиях проживания и т.д.,  мы получали через территориальные избирательные комиссии, которые в свою очередь обращались за помощью к муниципальным властям.

- В каких целях и каким образом вы оперировали данными сведениями?

- Как я сказал ранее, своей задачей мы ставили как минимум создание самых необходимых, а в идеале - наиболее  комфортных условий для лиц с ограниченными физическими возможностями в день голосования. Конечно же, здесь мы не обходимся без помощи общественной организации инвалидов, органов государственной власти и местного самоуправления.  А в деталях реализуется это следующим образом.

Во-первых, нами организовываются дополнительные  избирательные участки в  местах компактного проживания граждан с инвалидностью - в домах престарелых, геронтологических центрах, для избирателей с нарушениями опорно-двигательных функций урны для голосования доставляются на дом. Совместно с органами местного самоуправления благоустраиваются подходы к избирательным участкам.

Во-вторых, для  той категории инвалидов, о которых мы сегодня говорим  – слепых и слабовидящих – на  участках устанавливаются специальные кабинки для голосования, оборудованные  лампами, лупами, стульями.  Уже в декабрьской кампании их ждут дополнительные удобства: комплексы электронного голосования (КЭГ), на которых в этом году  впервые представится возможность проголосовать жителям столицы (по данным Избиркома, КЭГи планируется установить на 10 избирательных участках г. Грозный, - авт.),  имеют функцию, предназначенную для облегчения голосования незрячих людей. Модификация УСГ-П, оснащенная манипуляционными кнопками и мнемоническими знаками Брайля, позволяет проголосовать с сопровождением звуковых комментариев. А с помощью наушников обеспечивается анонимность избирателя.

И, наконец, как мы сообщали ранее,  на выборах 4 декабря будет реализован пилотный проект «Дорога на избирательный участок». Проект разработан и предложен Центральной избирательной комиссией России в качестве эксперимента в октябре 2010 года и во многих субъектах уже опробован. «Дорога на избирательный участок» разработан с целью выявления проблем, возникающих перед инвалидом в процессе его самостоятельного передвижения от дома до избирательного участка.  На территории нашей республики он реализовывается впервые, поскольку предстоящие избирательные кампании – первые очередные выборы с момента представления проекта.

На сегодняшний день  территориальными  избирательными комиссиями республики созданы порядка двух сотен  индивидуальных паспортов для инвалидов, в которых собраны  сведения  о  состоянии  здоровья, условиях проживания, маршруте следования избирателя на предполагаемый избирательный участок.

- Как строится информационно-разъяснительная работа с  избирателями-инвалидами,  и какие коррективы необходимо внести в свою работу избирательным комиссиям в связи с принятыми поправками?

Избирательной комиссией Чеченской Республики при подготовке к выборам различного уровня создаются Рабочие группы по работе с избирателями с ограниченными физическими возможностями, по взаимодействию с общественными организациями инвалидов. Такие же рабочие группы создаются и при территориальных избирательных комиссиях.

С учетом  особенностей  различных категорий избирателей с ограниченными физическими возможностями и строится работа по их информированию. Не секрет, что особое внимание здесь требуется к гражданам, у кого имеются проблемы со зрением и слухом. Специально для них изготавливаются трафареты для заполнения бюллетеней,  плакаты с крупным шрифтом,  размещаются на стендах  информационные материалы о ходе избирательной кампании,  участниках выборов с использованием азбуки Брайля,  распространяются  аудиодиски с разъяснениями процедуры голосования и видеоролики с сурдопереводом или текстовой бегущей строкой.

Также в период подготовки к выборам ИК ЧР тесно взаимодействует с республиканскими СМИ по обеспечению информационных выпусков о подготовке и ходе голосования, с использованием сурдоперевода или  текстовой бегущей строки. Информационные встречи, организуемые ТИКами и УИКами проходят на предприятиях, где трудоустроены инвалиды по зрению и слуху, и в домах, где они проживают.

Нельзя не сказать и о пользе интернета в деле информирования избирателей-инвалидов:  на официальном сайте Избирательной комиссии есть специальный раздел – «Ресурс для слабовидящих», на страницах которого также можно узнать информацию о выборах.

Помимо всего прочего, по заказу Избирательной комиссии Чеченской Республики на типографиях изготавливаются информационные материалы для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Что касается второй части вашего вопроса – какие коррективы необходимо внести в свою работу избирательным комиссиям в связи с принятыми поправками? Во-первых, новый закон Федеральный закон № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан»  расширяет перечень обязательных мер по реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями. Несомненно, это в свою очередь, существенно увеличивает объем работы избирательных комиссий и степень ответственности – многое из того, что делалось нами в прошлом в инициативном порядке, сегодня стало требованием закона и входит в круг служебных обязанностей членов и сотрудников аппарата Избирательной комиссии.

- Исмаил Баутдинович, поскольку наше интервью о тех, кто нуждается в помощи в реализации своих избирательных прав, не могу не спросить  о старейших избирателях республики. По вашим данным, сколько долгожителей в республике и какое участие они принимают в выборах?

К долгожителям у нас, как и во всей республике,  отношение особое. Ведь наши старожилы являются для нас не только избирателями – они носители подлинной народной культуры, обычаев и традиций.  И в том, что Чечня показывает традиционно высокую явку на выборах, отчасти и их заслуга, потому что они играют большую роль в «мобилизации» избирателей на выборы - у чеченцев всегда принято уважать стариков, заботиться о них, прислушиваться к их мудрым советам.

В Чеченской Республике на сегодняшний день проживает порядка 180 жителей, перешагнувших столетний рубеж. И можно сказать, что все они принимают самое активное участие в избирательных кампаниях, изъявляя желание отдать свой голос за того или иного кандидата. Кто-то это делает, придя на избирательный участок, а  те, кто в силу своего возраста или физического состояния не имеют такой возможности, обращаются к нам с просьбой доставить избирательные урны на дом.

- Спасибо за беседу.

Интервью провела Марина Магомадова

Возврат к списку