Вернуться к обычному виду


Избиратель - за личность! 11.07.2011

Избиратель - за личность!

Одна из основных задач избирательных комиссий - дать возможность реализовать право граждан выбирать и быть избранными. Однако, как свидетельствуют данные статистики, ни одна кампания по выборам не проходит без нарушения этого права - по крайней мере, так считают те, кто обращается в суды с просьбой о защите и восстановлении их избирательных прав.

О том, как решаются эти вопросы в Избирательной комиссии Чеченской Республики, а также о некоторых изменениях, которые ожидают нас на предстоящих декабрьских выборах, мы решили узнать в беседе с начальником юридического отдела Избирательной комиссии ЧР С.М. Эльсункаевым.

- Солижан Мадаевич, судебные обращения в любой избирательной кампании - явление довольно частое, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов сталкиваются интересы их участников - политических партий, кандидатов и граждан. Как Вы решаете эти вопросы?

- Прежде всего, хочу заметить, что всякое нарушение, как правило, во многом обусловлено незнанием избирательного законодательства. Во время подготовки к очередным выборам избирательные комиссии работают, если можно так выразиться, на недопущение споров и конфликтов, связанных с действием (бездействием) избирательных комиссий или с нарушениями организаторами и участниками выборов избирательного законодательства. В этих целях Избирательной комиссией Чеченской Республики осуществляется комплекс мер по правовому просвещению участников выборов. Но тем не менее без определенных издержек ни одна избирательная кампания, как Вы правильно выразились, не обходится. Ведь в этот процесс вовлечены в той или иной степени практически все государственные органы, организации и учреждения, избирательные объединения, все избирательные комиссии, широкие слои населения.

В случаях рассмотрения судебных обращений граждан или организаций по вопросам нарушения избирательных прав, Избирательной комиссии отводится роль ответчика (в соответствии с ГПК России). Для защиты своих интересов в судебных органах Избирательная комиссия Чеченской Республики назначает специального уполномоченного представителя, который, апеллируя к нормам закона, доказывает правомерность принятия избирательными комиссиями того или иного решения.

- Много ли обращений к вам поступает, и как часто факты нарушений находят подтверждение?

- Как показывает практика, самыми «конфликтными» являются избирательные кампании по муниципальным выборам. К примеру, в ходе подготовки и проведения первых в Чеченской Республике выборов в органы местного самоуправления 11 октября 2009 года в Избирательную комиссию и судебные органы, в том числе и Верховный суд Чеченской Республики, поступило 28 заявлений от кандидатов и жителей республики: 6 жалоб поступили непосредственно в Избирательную комиссию, 19 - в районные и городские суды и 3 - в Верховный суд республики. Только в одном случае жалоба кандидата была удовлетворена, и он был в установленном порядке зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Ачхой-Мартановского сельского поселения.

- Каков характер поступающих к вам жалоб?

- Возвращаясь к статистике тех же муниципальных выборов, скажу, что практически все заявления, за исключением одного, содержали требования отмены решений нижестоящих избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов на должности в органах местного самоуправления. По этому поводу должен сказать, что, к сожалению, не все кандидаты к оформлению и представлению в избирательные комиссии подписных листов с подписями избирателей отнеслись серьезно, результатом чего явилось наличие среди представленных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата недостоверных и недействительных подписей, превышающих установленный предел. Согласно требованиям законодательства, подпись и дату в подписном листе должен ставить сам избиратель, а не кто-либо другой за него. Даже если он неграмотный!

Было среди прочих и такое обращение - отстранить от должности председателя территориальной избирательной комиссии одного из сельских районов республики. Автор заявления обосновывал свое требование наличием близкого родства председателя ТИК с одним из кандидатов на должность главы района.

Однако, внимательно изучив ситуацию, Избирательная комиссия приняла решение отказать в удовлетворении требований заявителя на основании ст. 29 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (согласно статьи 14 Семейного Кодекса Российской Федерации, близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей линии - родители, дедушка и бабушка, а также по нисходящей линии - дети и внуки, а также полнородные (имеющие общих отца и мать) и неполнородные (имеющих общих отца или мать) братья и сестры. С правовой точки зрения ни дяди, ни тети, ни двоюродные братья и сестры не являются близкими родственниками).

- Есть мнение, что число споров говорит о политической активности граждан, о конкурентном, состязательном характере избирательных кампаний. Солижан Мадаевич, что Вы думаете на этот счет?

- Да, безусловно, жалобы и споры во время подготовки и проведения избирательных кампаний - это свидетельство неравнодушия граждан к предстоящему политическому событию. Их число говорит о росте политической активности граждан, общественной и государственной значимости выборов, повышении интереса к их результатам.

- На предстоящих декабрьских выборах в экспериментальном порядке в Чеченской Республике впервые будут использоваться комплексы электронного голосования (КЭГ). Объясните, в чем их преимущество, и каким образом они могут повлиять на избирательный процесс в юридическом контексте?

- Как и в любые другие области жизнедеятельности, так и в избирательный процесс широко внедряются новые технологии. На смену шлемам и шапкам пришли ящики. Позже они стали прозрачными. Прорыв в кибернетике привел избирателя к комплексу обработки избирательного бюллетеня (КОИБ), который сканирует и автоматически высчитывает количество голосов, отданных за того или иного кандидата, за ту или иную политическую партию.

С 2005 года на выборах в России начали использовать КЭГи - комплексы электронного голосования. Внешне схожий с банкоматом или терминалом для оплаты услуг, КЭГ обеспечивает проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней, автоматизированный подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования, составление протокола участковой комиссии об итогах голосования. На предстоящих декабрьских выборах в Чеченской Республике КЭГи будут использоваться впервые, и как планируется, - на 22 участках, в основном расположенных в г. Грозный.

Комплекс электронного голосования - это переносное устройство, что позволяет при необходимости голосовать вне помещения избирательного участка.

Отмечая преимущества электронных систем голосования, скажу, что КЭГи и КОИБы прошли пробные испытания в ряде субъектов России и получили положительные оценки наблюдателей и экспертов. Опыт применения подтвердил, что программно-технические средства повышают оперативность, надежность передачи итогов голосования и результатов выборов, их достоверность. Например, на тех избирательных участках, где применялись технические средства подсчета голосов, итоги голосования были получены через 5-10 минут после завершения голосования. В условиях обычного голосования с использованием бумажных бюллетеней среднее время подсчета голосов избирателей составляет около 2,5-3 часов.

Важно также, что использование технических средств позволяет свести к минимуму непреднамеренные ошибки, возможные при ручном подсчете голосов.

И еще одним из немаловажных положительных факторов внедрения электронных систем голосования, на мой взгляд, является то, что замена бумажных избирательных бюллетеней на сенсорные дисплеи позволит сэкономить тонны бумаги. По грубым подсчетам, только на выборах в Чеченской Республике в декабре 2011 года мы потратим на бюллетени до 9 тонн бумаги. Представляете, сколько бумаги сэкономим, а значит, и леса сохраним!

- Последние изменения в избирательном законодательстве предусматривают голосование по спискам кандидатов, то есть по партийным спискам. Каким образом, на Ваш взгляд, «партизация» отвечает сути, целям и задачам местного самоуправления?

- Попытаюсь сначала пояснить суть избирательного новшества, введенного недавно федеральным законодателем. На местном уровне избирательное законодательство предусматривает использование двух видов избирательных систем - мажоритарной либо пропорциональной. Допускается на выборах в представительные органы и одновременное использование этих систем, в результате которых часть депутатов представительного органа избирается по мажоритарной системе, другая - по пропорциональной, т.е. по так называемой смешанной системе. Какая из этих систем конкретно будет использована на выборах в органы местного самоуправления, должен решить представительный орган в уставе муниципального образования. Однако в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России Д.А. Медведев в качестве рецепта по оздоровлению работы муниципалитетов предложил усилить роль политических партий в организации местного самоуправления и сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью 20 и более депутатов. Инициатива Д. Медведева реализована в Федеральном законе от 20 марта 2011 года ФЗ-38. С учетом атрофии партийной жизни на местах лично мне расцвет муниципалитетов вследствие «партизации» местных выборов кажется призрачным.

Наличие налогообразующей базы и деловых качеств должностных лиц местного самоуправления будут решающими факторами, определяющими благосостояние жителей и эффективную жизнь.

- Бытует мнение, что в Чечне голосуют за личности, а не за политические партии. По-вашему, каким образом скажется на явке избирателей голосование по партийным спискам? И вообще, какую явку вы ожидаете на декабрьских выборах?

- И правильно делают, что голосуют за личности. Бойцы Красной Армии бросались на ДОТы и под танки врага не со словами: «За КПСС!», а - «За Сталина!». Идеи останутся лишь идеями в умах их придумавших или в разделах политических программ, если не будет лидера, способного объединить общество.

Я не прорицатель, но уверен, что декабрьские выборы в Чечне пройдут при традиционно высокой активности избирателей. Предпосылок к такому развитию событий у нас более чем достаточно. Если в послевоенные годы люди шли на избирательные участки и отдавали свой голос в надежде на мирное будущее, то сегодня на фоне реального улучшения жизненных условий и социально-экономической стабильности в республике, выборы воспринимаются с большим воодушевлением. Высокое доверие к власти, которое существует у нас в республике, - тоже убедительный аргумент в пользу электоральной активности наших граждан.

Так что с учетом всего этого, думаю, есть основания утверждать, что явка на выборах 4 декабря будет не ниже среднестатистической за последнее десятилетие - 95-96 %, если не выше.

- Спасибо за беседу, и удачи Вам!

Беседовала Марина МАГОМАДОВА

Возврат к списку