Вернуться к обычному виду


27.04.2011

И. Байханов: Новые «правила игры» предъявляют новые требования

2011 год обещает быть насыщенным событиями избирательного процесса – 4 декабря  пройдут выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и выборы в органы местного  самоуправления в Чеченской Республике. Какие цели и задачи ставят перед собой организаторы выборов в преддверии предстоящих политических процедур – тема  интервью с председателем Избирательной комиссии Чеченской Республики И.Б. Байхановым.

- Исмаил Баутдинович, каковы приоритеты деятельности  Избирательной комиссии  в текущем году?

- Как вы знаете, основной задачей Избирательной комиссии была и остается реализация избирательных прав граждан России, проживающих на территории Чеченской Республики. Но в зависимости от конкретных условий и требований времени организаторам выборов необходимо выделить в своей работе наиболее актуальные вопросы избирательного процесса.  Так, на первую строчку повестки дня в текущем году становится организация избирательных кампаний по выборам депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ и муниципальным выборам в Чеченской Республике.
Но не менее важными для нас  остаются  вопросы повышения правовой культуры избирателей и правового воспитания молодежи. И в этом направлении мы достигли определенных успехов, в частности, в методологии.
До последнего времени наши мероприятия по правовому воспитанию были ориентированы на интеллектуальную часть молодежи: мы ставили своей целью овладение ими знаний избирательного процесса, которые гораздо более чем достаточны для выполнения ими процедуры голосования. Викторины, олимпиады и интеллектуально-деловые игры привлекали интерес в основном той категории молодых людей, которые связывали свое будущее с избирательным процессом, политикой или государственной  и муниципальной службой.  Хотя мы не производили опросов по данной теме, тем не менее можно полагать, что эта группа составляет не более 15 %. А как охватить оставшуюся часть молодежи?
Как мы знаем, здоровый образ жизни и занятия спортом очень популярны среди нашей молодежи и приветствуются руководством республики. Вот и появилась идея, автором которой стала территориальная избирательная комиссия г. Аргун, - «идти»  на стадионы и в спортивные залы.  И сегодня избирательные комиссии ЧР в числе инициаторов и организаторов спортивных мероприятий, в ходе которых проходят частые диалоги будущих избирателей и организаторов избирательного процесса.
Разумеется, в данном случае мы не ставим своей целью обучение их навыкам и знаниям избирательного процесса, но нам удается привлечь их внимание, заинтересовать, а порой и задействовать в более профильных мероприятиях избирательных комиссий.

- Исмаил Баутдинович, что, на Ваш взгляд,  наиболее важно для Избирательной комиссии в контексте предстоящих выборов?

- В первую очередь, профессиональная подготовка организаторов выборов. Согласитесь, от уровня профессиональной подготовки сотрудников аппаратов и членов избирательных комиссий зависит степень доверия граждан к избирательной системе в целом. К примеру, на прошедших муниципальных выборах функционировала 331 участковая избирательная комиссия, и, скажем, любая ошибка в работе даже одной из этих комиссий в состоянии дискредитировать всю избирательную кампанию. Доверие избирателя для нас превыше всего. Именно доверие  мотивирует наших граждан идти к избирательным урнам.
Профессиональная подготовка организаторов выборов – работа, требующая постоянного внимания и каждодневных усилий. И вот почему.  Подумайте сами, в ходе проведения выборов непосредственно в их организации бывает задействовано в общей сложности около 3 тысяч человек, включая сотрудников аппарата и членов ИК ЧР, ТИК и УИК. Подавляющее большинство из этого числа (около 95 %)  работает в комиссиях не на постоянной основе - только в период проведения выборов, при этом играя далеко не последнюю роль в этом процессе. И задача по их обучению всецело лежит на  Избирательной комиссии  республики.
Наиболее актуальной в контексте подготовки к предстоящим выборам является работа комиссии по анализу  уставов муниципальных образований на предмет их соответствия требованиям республиканского и российского законодательства. Вопрос достаточно серьезный, поскольку в соответствии с законом ЧР № 32-РЗ «О муниципальных выборах Чеченской Республики» последующие выборы в органы местного самоуправления будут проводиться на основании уставов муниципальных образований. Любое несоответствие избирательной процедуры требованиям закона, вы знаете, может стать причиной провала всей избирательной кампании, вплоть до признания ее недействительной.  И это приобретает еще большую актуальность в связи с принятыми 20 марта текущего года изменениями в статьях 35 и 38 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

- Поскольку Вы коснулись изменений в законодательстве, скажите, каким образом они могут повлиять на исход  предстоящих избирательных кампаний, иными словами,  в чем их практическое значение?

- Начну с выборов Государственной Думы:
В первую очередь, изменение порядка распределения депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания повышает шансы небольших избирательных объединений на представительство в высшем законодательном органе страны. Поэтому логично ожидать, что молодые политические партии активнее включатся в предвыборную борьбу.
Во-вторых, Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»  в новой редакции предусматривает значительное увеличение суммы расходов из средств избирательных фондов политических партий и их региональных отделений, что опять-таки позволяет им развернуть шире агитационную деятельность по мобилизации электората.
На мой взгляд, оба фактора будут способствовать накалу предвыборной борьбы между избирательными объединениями и, как следствие, стимулировать избирательную активность населения.
Говоря о нововведениях избирательного законодательства в части подготовки и проведения муниципальных выборов, прежде всего, нужно отметить внедрение в обязательном порядке пропорциональной избирательной системы.
Так,  Закон, который я упомянул ранее - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает использование пропорциональной системы при проведении выборов в представительное собрание муниципального района и городского округа с численностью 20 и более депутатов.  Это означает, что центр тяжести предвыборной борьбы за муниципалитеты переместится  в поле межпартийной борьбы.

- Не могли бы вы разъяснить - хорошо это или плохо?

- Хорошо это или плохо – покажет практика. Как организатор выборов, я могу сказать, что в этом нововведении есть существенные плюсы. Во-первых, логично предполагать, что муниципальные выборы, проводимые по пропорциональной избирательной системе, будут отличаться более острой предвыборной борьбой, поскольку политические партии задействуют свои мощные организационные ресурсы, которых, как правило, недостает кандидатам-самовыдвиженцам.
Во-вторых, мне кажется, эти изменения положительным образом скажутся и на процессе выдвижения и регистрации кандидатов, так как в данном случае речь идет о списках кандидатов политических партий. А они, как мы знаем, выполняют эту работу более организованно и юридически корректно.
В-третьих, новые «правила игры» требуют от организаторов выборов высокой профессиональной подготовки. Дело в том, что политические партии имеют в своем распоряжении необходимые ресурсы и опыт апелляции к судебным инстанциям по случаям нарушения избирательного законодательства. Поэтому избирательным комиссиям следует более тщательно подходить к вопросам рассмотрения жалоб - как самими комиссиями, так и в процессе судебных разбирательств.
В целом же, с точки зрения реализации избирательных прав и совершенствования избирательной системы, безусловно, последние изменения в законодательстве можно расценить как значительный шаг вперед.

- Явка избирателей на первых муниципальных выборах в Чеченской Республике составила 90, 87%. Как Вы сказали в одном из своих предыдущих интервью, прогноз – дело неблагодарное, тем не менее, скажите, какую явку вы ожидаете на предстоящих выборах?

- Помню, и я не изменил своей точки зрения по поводу прогнозов и предположений - в них всегда высока доля вероятности. А мы, будучи организаторами выборов,  должны апеллировать к точным цифрам и фактам. В этом и заключается наша работа. Мы больше статисты избирательного процесса, чем аналитики.
Да, население Чечни в последние годы демонстрирует высокую избирательную активность. Как мы отмечали раньше, этому способствовал процесс нормализации ситуации и ускорения социально-экономического развития  республики. Известно, что в подобные периоды истории электорат испытывает «эйфорические» настроения. И вообще, просматривая недавно результаты Единого дня голосования 14 марта 2011 года, я заметил любопытный факт: из 14 регионов, где проходили выборы в законодательные собрания, наиболее высокие показатели у республик Татарстан - 84, 52% и Башкортостан - 84,03 %. На мой взгляд, эти результаты говорят об общей отличительной черте, характерной для национальных окраин России, а именно -  избирателя прежде всего интересует то, что происходит у него «дома». И Чечня в данном случае не является исключением. Так, в прошедших в марте месяце текущего года  досрочных  выборах главы Больше-Варандинского сельского поселения приняли участие 93,55 процента избирателей,  а в выборах того же уровня в Гилянинском и Старо-Атагинском сельских поселениях – 95, 22 и 91,08 процента соответственно.
С учетом совмещения двух избирательных кампаний федерального и местного уровней можно предположить, что явка будет не ниже среднестатистической за последние десять лет. Поскольку следует ожидать явку и той, пусть и небольшой части  избирателей, которые предпочитают голосовать только на федеральных выборах. Добавьте к этому, что выборы в органы местного самоуправления нескольких муниципальных образований будут проходить по пропорциональной системе, а это значит, что политические партии используют всю свою агитационную машину для мобилизации электората.

 - В один день две кампании – это серьезный экзамен для Избирательной комиссии?

 - Всякий избирательный процесс, независимо от уровня, является экзаменом  для организующей его избирательной комиссии. Как я неоднократно отмечал, недочеты в работе любого из наших звеньев способны бросить тень недоверия ко всей избирательной системе в целом.  Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что выборы в органы местного самоуправления являются  самыми сложными в избирательном процессе. Достаточно сказать, что в рамках прошедших муниципальных выборов на территории Чеченской Республики проходило 458 избирательных кампаний – выборы глав и депутатов советов различных муниципальных образований. Особый прессинг в день голосования ощущается в работе информационного центра ИК ЧР, который ежечасно перепроверяет и вносит в базу данных ГАС «Выборы»  получаемую от  избирательных комиссий республики информацию.
Одним словом, не вдаваясь во все детали избирательного процесса, могу  сказать, Единый день голосования 4 декабря 2011 года – это очень серьезный и ответственный экзамен для Избирательной комиссии республики. Но мы надеемся, что наш опыт, поддержка руководства Чеченской Республики и, конечно же, электоральная активность наших  граждан  позволят нам провести предстоящие избирательные кампании на хорошем профессиональном уровне.

- Спасибо за беседу и удачи вам.

Беседовала Марина Магомадова, "Молодежная Смена", №31 от 27.04.2011 года.

Возврат к списку